Воспитательная работа
Образование является важнейшим стратегическим ресурсом развития современного российского общества. В условиях становления гражданского общества и правового государства в России главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях глобализирующегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.
Отмечая общие тенденции развития российского общества и требования государства на современном этапе по организации воспитательной работы в учебном заведении, в качестве основных разделов концепции воспитания обучающихся можно выделить:
- современные тенденции и принципы организации воспитательной деятельности;
- цели и задачи воспитания студентов;
- содержание и основные направления воспитательной деятельности;
- обеспечение реализации воспитательной функции в колледже;
- управление воспитательной деятельностью.
Педагогический коллектив колледжа нацелен на воспитание нравственной, свободной, социально активной и ответственной личности будущего профессионала. Кроме того, в качестве цели воспитания прослеживается достижение единства профессионального, гражданского, культурного становления личности обучающегося, т. е.овладение выпускником комплексом деловых качеств специалиста, деловой компетентности и профессиональной культуры.
Цели и задачи воспитания
Общей целью воспитания необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста со средним профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, физическим здоровьем, качествами гражданина-патриота.
Основная задача воспитательной деятельности в колледже – создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Наиболее актуальными являются следующие задачи:
- формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
- формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, способности к труду и жизни в современных условиях;
- воспитание нравственных качеств, интеллигентности;
- развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
- развитие и сохранение историко-культурных и научных традиций Российского образования, преемственности;
- укрепление и совершенствование физического здоровья, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению;
- формирование умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;
- адаптация первокурсников.
Содержание и основные направления воспитательной деятельности
Содержание воспитательной деятельности в колледже основывается на признании ценности студента как личности, его прав на свободу, на развитие и проявление его индивидуальности, при обеспечении организационного, мотивационного, волевого, психологического единства всех участников воспитательного процесса как коллектива единомышленников. Содержание воспитания студентов, обусловлено возрастными особенностями студентов, спецификой молодежной субкультуры, целями и задачами основных и дополнительных образовательных программ, особенностями современной социокультурной ситуации в стране. Воспитание студентов в колледже определяется значимыми для студента личными и общественными проблемами, опыт решения которых он приобретает на основе получаемого им профессионального образования.
Особое внимание уделяется не только тому, что такое воспитанная личность, но и тому, что она делает - накопление социального и профессионального опыта, особенности его применения.
Для осуществления этих задач в воспитательной системе колледжа используются следующие принципы:
- системности: работа по реализации программы должна охватывать все сферы жизнедеятельности студентов в колледже;
- вариативности: использование различных вариантов технологий и содержания воспитания, нацеленность системы воспитания на формирование вариативности мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности;
- природоспособности: учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов.
- гражданственности: соотнесение воспитательной деятельности с интересами общества и государства, признание ответственности студентов за свое поведение.
- личностного подхода в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого студента; признание его социальных прав и свобод.
- дифференциации воспитания: отбор содержания, форм и методов воспитания, учет мнения студентов, педагогов и родителей в воспитательном процессе в соответствии с культурно - историческими, социально-психологическими условиями.