- Памятка студентам для самостоятельной работы с источниками информации
- Работа с книгой
Необходимую для учебного процесса и научных исследований информацию Вы черпаете из книг, публикаций, периодической печати, специальных информационных изданий и других источников. Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информационного поиска в информационных системах, источников информации, составов фондов библиотек и их размещения
Умение работать с книгой складывается из умения быстро найти требуемый источник (книга, журнал, справочник), а в нем нужные материалы, из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения.
Для поиска специальной научной литературы следует использовать:
- предметные и систематические каталоги библиотек;
- библиографические указатели "Новая литература по специальным и гуманитарным наукам"; библиографические указатели “Книжная летопись" и “Летопись журнальных статей";
- реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам;
- указатели опубликованных в журналах статей и материалов, которые помещаются в последнем номере интересующего журнала за истекший год.
Чтение текста
Общепринятые правили чтения таковы:
1. Текст необходимо читать внимательно, т.е. возвращаться к непонятным местам.
- Текст необходимо читать тщательно, т.е. ничего не пропускать.
- Текст необходимо читать сосредоточенно, т.е. думать о том, что вы читаете.
- Текст необходимо читать до логического конца - абзаца, параграфа, раздела, главы и т.д. Рекомендованную литературу следует прочитать, осмыслить, законспектировать, проконсультироваться у преподавателя по поводу сложных и непонятных вопросов. Продумать план своего выступления на занятии. Продумывание материала в соответствии с поставленными в плане вопросами — главный этап самостоятельной работы и залог успешного выступления.
-
- Работа с Интернет ресурсами
Интернет сегодня правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование сто наряду с книгами давно уже стало нормой. Однако, несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации последующим критериям:
- Представляет ли она факты или является мнением?
- Если информация является мнением, то что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?
- Имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?
- Когда возник ее источник?
- Подтверждают ли информацию другие источники?
В первую очередь нужно обращать внимание на, литературу, которые посоветовали вам преподаватели. Нередко в Интернете выкладываются материалы конференций. Полезным будет поискать специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки. Отсутствие фамилии автора у материала и грамматические ошибки в статье должны насторожить. Используйте подобные материалы как вспомогательные и иллюстративные, но не как основные.
Оформление Интернет - источников:
Как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы.
Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом:
- ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу с использованным текстом);
- фамилия и инициалы автора, заглавие статьи, эссе или книги
Например
1.http://www. Intuit.ru/department/os/ossysob/12/Назаров С. В., д.т.н Операционные системы, среды и оболочки
Иногда преподаватели просят указывать подобные источники отдельным списком, после «традиционных» источников. Например, под заглавием «Ресурсы Интернет».
Сайты, где выложены коллекции бесплатных рефератов и готовых студенческих работ, не могут быть вписаны как Интернет – источники. Это вторичная информация, уже кем-то переработанная, она может быть не вполне достоверной, не актуальной.
Методические рекомендации по работе с текстом
Методические рекомендации по составлению конспекта
- Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
- Выделите главное, составьте план;
- Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
- Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
- Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от обучающегося целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Методические рекомендации по написанию реферата
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.)
Содержание работы должно отражать
- знание современного состояния проблемы;
- обоснование выбранной темы;
- использование известных результатов и фактов;
- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
- актуальность поставленной проблемы;
- материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.
Структура реферата
- Титульный лист
- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).
- Введение с актуальностью
- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Защита реферата
Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.
На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).
Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела – «Литература»)?».
Критерии оценивания реферата:
1 Соответствие реферата теме (max 3 балла)
2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 5 баллов)
3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)
4 Логичность, связанность (max 2 балла)
5 Доказательность (max 2 балла)
6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 3 балла)
7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 3 балла)
8 Языковая правильность (max 5 баллов)
Оценка: 23 – 25 баллов – «5»
18 – 22 баллов – «4»
меньше 18 баллов – «3»
Методические указания к выполнению практической работы
Работа №1. Наименование, тема
Цель работы
Алгоритм выполнения работы
Форма отчетности
Домашнее задание:
Методические рекомендации по составлению мультимедийных презентаций
Логическая последовательность создания презентации:
структуризация учебного материала,
составление сценария презентации,
разработка дизайна мультимедийного пособия,
подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст),
проверка на работоспособность всех элементов презентации.
Критерии оценивания презентаций:
(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)
1. Содержание презентации (макс. 3 балла)
1.1. соответствует представляемому материалу
1.2. Количество слайдов адекватно содержанию
1.3. Оформлен титульный слайд
2. Текст на слайд (макс. 3 балла)
2.1. Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)
2.2. Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)
2.3. Ошибки и опечатки отсутствуют
3. Анимация (макс. 3 балла)
3.1. Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации
3.2. Презентация не перегружена эффектами
3.3. Анимация применена целенаправленно
4. Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)
4.1. Материал не скучен, есть иллюстрации
4.2. помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления
4.3. средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию
5. Цветовое решение презентации (макс. 3 балла)
5.1. Выдержан единый стиль презентации
5.2. Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания
5.3. Цвета фона и шрифта контрастны
ОЦЕНКА: «5»- 15-13 баллов, «4» - 12-9 баллов, «3» - 8-5