1. Памятка студентам для самостоятельной работы с источниками информации
    1. Работа с книгой

Необходимую для учебного процесса и научных исследований информацию Вы черпаете из книг, публикаций, периодической печати, специальных информационных изданий и других источников. Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информационного поиска в информационных системах, источников информации, составов фондов библиотек и их размещения

Умение работать с книгой складывается из умения быстро найти требуемый источник (книга, журнал, справочник), а в нем нужные материалы, из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения.

Для поиска специальной научной литературы следует использовать:

  • предметные и систематические каталоги библиотек;
  • библиографические указатели "Новая литература по специальным и гуманитарным наукам"; библиографические указатели “Книжная летопись" и “Летопись журнальных статей";
  • реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам;
  •  указатели опубликованных в журналах статей и материалов, которые помещаются в последнем номере интересующего журнала за истекший год.

Чтение текста

Общепринятые правили чтения таковы:

 1. Текст необходимо читать внимательно, т.е. возвращаться к непонятным местам.

  1. Текст необходимо читать тщательнот.е. ничего не пропускать.
  2. Текст необходимо читать сосредоточенно, т.е. думать о том, что вы читаете.
  3. Текст необходимо читать до логического конца - абзаца, параграфа, раздела, главы и т.д. Рекомендованную литературу следует прочитать, осмыслить, законспектировать, проконсультироваться у преподавателя по поводу сложных и непонятных вопросов.  Продумать план своего выступления на занятии. Продумывание материала в соответствии с поставленными в плане вопросамиглавный этап самостоятельной работы и залог успешного выступления.
    1. Работа с Интернет ресурсами

Интернет сегодня правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование сто наряду с книгами давно уже стало нормой. Однако, несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации последующим критериям:

- Представляет ли она факты или является мнением?

- Если информация является мнением, то что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?

  • Имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?
  • Когда возник ее источник?

- Подтверждают ли информацию другие источники?

В первую очередь нужно обращать внимание на, литературу, которые посоветовали вам преподаватели. Нередко в Интернете выкладываются материалы конференций. Полезным будет поискать специализированные Интернет-журналы и электронные библиотеки. Отсутствие фамилии автора у материала и грамматические ошибки в статье должны насторожить. Используйте подобные материалы как вспомогательные и иллюстративные, но не как основные.

Оформление Интернет - источников:

Как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы.

Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом:

-  ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу с использованным текстом);

-  фамилия и инициалы автора, заглавие статьи, эссе или книги

Например

1.http://www. Intuit.ru/department/os/ossysob/12/Назаров С. В., д.т.н Операционные системы, среды и оболочки

Иногда преподаватели просят указывать подобные источники отдельным списком, после «традиционных» источников. Например, под заглавием «Ресурсы Интернет».

Сайты, где выложены коллекции бесплатных рефератов и готовых студенческих работ, не могут быть вписаны как Интернет – источники. Это вторичная информация, уже кем-то переработанная, она может быть не вполне достоверной, не актуальной.

 

Методические рекомендации по работе с текстом

Методические рекомендации по составлению конспекта

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
  2. Выделите главное, составьте план;
  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от обучающегося целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Методические рекомендации по написанию реферата

Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.

Этапы работы над рефератом

1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.

2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).

3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

7. Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии, заседании предметного кружка, студенческой научно-практической конференции.)

Содержание работы должно отражать

  • знание современного состояния проблемы;
  • обоснование выбранной темы;
  • использование известных результатов и фактов;
  • полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
  • актуальность поставленной проблемы;
  • материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.

Структура реферата

- Титульный лист

- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).

- Введение с актуальностью

- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы

- Заключение

- Литература

- Приложения

Защита реферата

Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.

На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому обучающийся дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).

Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы: Как называется реферат? Из каких элементов состоит его структура (структура реферата – его план)? О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)? Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела – «Литература»)?».

Критерии оценивания реферата:

1 Соответствие реферата теме (max 3 балла)

2 Глубина и полнота раскрытия темы (max 5 баллов)

3 Адекватность передачи первоисточников (max 2 балла)

4 Логичность, связанность (max 2 балла)

5 Доказательность (max 2 балла)

6 Структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение) (max 3 балла)

7 Оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.) (max 3 балла)

8 Языковая правильность (max 5 баллов)

Оценка: 23 – 25 баллов – «5»

                18 – 22 баллов – «4»

                меньше 18 баллов – «3»

Методические указания к выполнению практической работы

Работа №1. Наименование, тема

Цель работы

Алгоритм выполнения работы

Форма отчетности

Домашнее задание:

Методические рекомендации по составлению мультимедийных презентаций

Логическая последовательность создания презентации:

    структуризация учебного материала,

    составление сценария презентации,

    разработка дизайна мультимедийного пособия,

    подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст),

    проверка на работоспособность всех элементов презентации.

Критерии оценивания презентаций:

(по каждому пункту отмечается 1 – присутствует, 0 – отсутствует)

1.         Содержание презентации (макс. 3 балла)

1.1.      соответствует представляемому материалу

1.2.      Количество слайдов адекватно содержанию

1.3.      Оформлен титульный слайд

2.         Текст на слайд (макс. 3 балла)

2.1.      Текст читается хорошо (выбран нужный размер шрифта)

2.2.      Текст на слайде представляет собой опорный конспект (не перегружен словами)

2.3.      Ошибки и опечатки отсутствуют

3.         Анимация (макс. 3 балла)

3.1.      Не используются эффекты с резкой сменой позиции (прыгающие, крутящиеся по экрану), которые мешают восприятию информации

3.2.      Презентация не перегружена эффектами

3.3.      Анимация применена целенаправленно

4.         Иллюстрационный материал (макс. 3 балла)

4.1.      Материал не скучен, есть иллюстрации

4.2.      помогает наиболее полно раскрыть тему, не отвлекает от содержания выступления

4.3.      средства визуализации (таблицы, схемы, графики) соответствует содержанию

5.         Цветовое решение презентации (макс. 3 балла)

5.1.      Выдержан единый стиль презентации

5.2.      Цвет презентации не отвлекает внимание от содержания

5.3.      Цвета фона и шрифта контрастны

ОЦЕНКА: «5»- 15-13 баллов, «4» - 12-9 баллов, «3» - 8-5